Система обеспечения экономической безопасности

Курс «Комплаенс как регулятор противодействия коррупции и экономической безопасности бизнеса»

Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности.

В России понятие “национальной безопасности” вошло в теорию и практику лишь в 1991 году. Концепция “национальной безопасности” силу закона получила, когда Указом Президента РФ от 5 марта 1992 году был утвержден закон “О безопасности”.

Концепция национальной безопасности России — официальная система взглядов на ее национальные интересы, принципы, средства и способы их реализации и защиты от внутренних и внешних угроз. Исходя из положений концепции безопасности разрабатываются концепции (доктрины) во внешнеполитической, экономической, общественной, оборонной, экологической, информационной и иных видах безопасности, включая охрану здоровья населения.

Деятельность такой службы регламентируются соответствующими положениями Конституции РФ, законом "О безопасности", федеральными законами и иными нормативными актами, в том числе нормами уголовного и уголовно-процессуального кодексов и законом о федеральной службе безопасности и об охранной деятельности и так далее.

Среди других нормативных документов, регламентирующих обеспечение национальной безопасности России, можно назвать следующие:

· Указ Президента РФ “О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)” от 29 апреля 1996 г. № 608;

· Постановление СФ ФСРФ “О законодательном обеспечении экономической безопасности РФ” от 8 августа 1996 г. № 327-СФ;

· Указ Президента РФ “Об утверждении концепции национальной безопасности РФ” от 17 декабря 1997г. № 1300;

· Постановление ГД “Об экстренных мерах по выводу РФ из кризиса” от 17 февраля 1999г. № 3669-II ГД;

· Указ Президента РФ “О структуре аппарата Совета Безопасности РФ” от 15 марта 1999 г. № 333.

Руководящими лицами и органами управления и обеспечения экономической безопасности России являются:

· Совет Безопасности РФ, созданный Указом Президента РФ от 10 июля 1996 г. № 1024, который является конституционным органом при Президенте РФ. В состав Совета Безопасности входит Управление экономической безопасности с соответствующими отделами, работающее на постоянной основе;

· Федеральное собрание — парламент РФ (СФ и ГД);

· Законодательные и исполнительные структуры субъектов Федерации;

· Министерство обороны РФ;

· Министерство иностранных дел РФ;

· Министерство внутренних дел РФ;

· Федеральная служба безопасности;

· Федеральное агентство правительственной связи и информации.

2. Система обеспечения экономической безопасности предприятия.

Главной целью экономической безопасности предприятия является обеспечение его устойчивого и максимально эффективного функционирования в настоящее время и обес­печение высокого потенциала развития и роста предприятия в будущем. Наиболее эф­фективное использование ресурсов предприятия, необходимое для вы­полнения целей данного бизнеса, достигается путем предотвращения угроз негативных воздействий на экономическую безопасность предприятия и достижения следующих ос­новных функциональных целей экономической безопасности предприятия:

· обеспечение высокой финансовой эффективности работы предприятия и его финан­совой устойчивости и независимости;

· обеспечение технологической независимости предприятия и достижение высокой кон­курентоспособности его технологического потенциала;

· высокая эффективность менеджмента предприятия, оптимальность и эффективность его организационной структуры;

· высокий уровень квалификации персонала предприятия и его интеллектуального по­тенциала, эффективность НИОКР;

· высокий уровень экологичности работы предприятия, минимизация разрушительного влияния результатов производственной деятельности на состояние окружающей среды;

· качественная правовая защищенность всех аспектов деятельности предприятия;

· обеспечение защиты информационной среды предприятия, коммерческой тайны и до­стижение высокого уровня информационного обеспечения работы всех его служб;

· обеспечение безопасности персонала предприятия, его капитала, имущества и ком­мерческих интересов.

Выполнение каждой из вышеперечисленных целей экономической безопасности пред­приятия является существенно важной для достижения ее главной цели. Кроме того, каж­дая из целей экономической безопасности предприятия имеет собственную структуру под­целей, обуславливаемую функциональной целесообразностью и характером работы пред­приятия. Подробная разработка и контроль за выполнением целевой структуры экономической безопасности предприятия являются весьма важной составной частью про­цесса обеспечения его экономической безопасности.

Система экономической безопасности предприятия должна строиться с учетом индивидуальных особенностей бизнеса, ее структура и суть зависит от законодательной базы, выделяемых ресурсов, понимания сотрудниками политики безопасности, а также от практического опыта и знаний руководителей. В зависимости от потребностей и задач конкретной системы безопасности разрабатываются соответствующие способы и выделяются средства. Таким образом, алгоритм построения такой системы включает: изучение специфики деятельности, место на рынке, выявление и анализ угроз, анализ производимых мер, моделирование новой системы, внедрение новой системы и экспертная оценка эффективности внедренной системы.

Обеспечение экономической безопасности предприятия — процесс реализации функци­ональных составляющих экономической безопасности с целью предотвращения возмож­ных ущербов и достижения максимального уровня экономической безопасности предпри­ятия в настоящий момент времени и в будущем.

Способы обеспечения экономической безопасности предприятия — это набор мер и сис­тема организации их выполнения и контроля, которые позволяют достигать наиболее вы­соких значений уровня экономической безопасности предприятия.

В качестве эффективного метода обеспечения экономической безопасности может выступать бизнес-разведка — это деятельность по сбору и обработку информации для принятия более взвешенных управленческих решений. К ее видам относится конкурентная разведка, направленная на повышение конкурентоспособности предприятия. Это легальные способы. К нелегальным способам относится промышленный шпионаж — незаконная деятельность по получению, использованию информации коммерческой или служебной тайны. К мерам предотвращения промышленного шпионажа можно отнести защиту внешнего периметра, шифрование информации, продуманные эффективные внутренние политики предприятия.

Деятельность предприятия может быть проверена налоговыми органами, торговой инспекцией, трудовой инспекцией и пенсионным фондом, фондом занятости, антимонопольным комитетом. Эту информацию обязательно должны знать сотрудники службы безопасности.

Для того чтобы предотвратить утечку информации по техническим каналам, необходимо определить, какая информация является конфиденциальной и как она может стать доступной для конкурентов. В соответствии с проведенным анализом вырабатывается комплекс мер по устранению возможностей утечки информации — использование средств защиты от утечки через побочные электромагнитные излучения, выявление признаков демаскировки закладочных устройств, средства защиты активного характера, телефонных линий и защиты сети питания.

Схема процесса обеспечения экономической бе­зопасности предприятия выглядит следующим образом (см. рис.1).

Для осуществления целей предприятия в соответствии с направлениями его деятельности, рассчитываются потребности бизнеса в различных ресурсах, и формируется набор ресурсов предприятия.

Основные источники угроз экономической безопасности предприятия.

Источниками таких негативных воздействий могут являться действия людей, организаций, в том числе органов государствен­ной власти, международных организаций или предприятий — конкурентов, а также стечения объективных обстоятельств: состояние финансовой конъюнктуры на рынках дан­ного предприятия, научные открытия и технологические разработки, форс-мажорные об­стоятельства и так далее.

В зависимости от субъектной обусловленности негативных воздей­ствий на экономическую безопасность предприятия может применяться следующая града­ция этих негативных воздействий.

Объективные негативные воздействия — это такие негативные воздействия, которые возникают без участия и помимо воли предприятия или его служащих.

Рис. 1. Структурная схема комплексной системы экономической безопасности предприятия

Субъективные негативные воздействия — это негативные воздействия, возникшие как следствие неэффективной работы предприятия в целом или его работников.

Анализ современного состояния экономики позволяет выделить следующие негативные воздействия на экономическую безопасность предприятия:

· необязательность и безответственность хозяйствующих субъектов всех видов;

· высокие темпы инфляции;

· отсутствие реального хозяйственного права, что препятствует снижению общего уровня риска через контрактные отношения;

· отсутствие персональной ответственности значительной части менеджеров за результаты своей деятельности, что увеличивает уровень риска любой сделки;

· зависимость руководителей предприятий от криминального мира, неспособность правоохранительных органов защитить их;

· неустойчивое налоговое законодательство;

· нечеткость и непрерывная изменчивость законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность предприятий.

Эти причины порождают неопределенность у руководителя и одновременно ставят предприятие под угрозу возможных потерь. Избежать эти потери и приобрести уверенность можно благодаря стратегии фирмы и организации деятельности в рамках создания системы экономической безопасности предприятия.

Дата добавления: 2015-03-11 ; просмотров: 6695 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности

Система экономической безопасности включает в себя следующие семь блоков, соответствующих основным ее категориям и понятиям:

Эти блоки состоят из соответствующих элементов.

В Концепции национальной безопасности фиксируются место и роль России в мировом сообществе, ее национальные интересы, внутренние и внешние угрозы.

В табл. 3 отражены национальные интересы России в сфере экономики, которые содержатся в упомянутой нами Государственной стратегии экономической безопасности. Они были актуализированы для условий 1996 г., но сохраняют свою значимость и в нынешней ситуации.

По-прежнему приоритетными национальными интересами России, определяющими долгосрочные цели ее развития, являются способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, уровень и качество жизни населения. Оживление экономики и заметный рост ВВП в 2000 г. (7,7%) пока не приобрели устойчивого характера, что не позволяет добиться существенного сдвига в повышении благосостояния населения.

Низкая эффективность финансово-банковской системы, проявившаяся в кризисе государственных финансов в 1998 г., показала, что Россия не может обеспечить реализацию ни одного сколько-нибудь значимого национального интереса без обеспечения устойчивого функционирования финансово-банковской системы.

При определении национальных интересов России в процессе разработки стратегии экономической безопасности политики и экономисты

Переход от тактики обороны к активным наступательным действиям, создание моделей и примеров агрессивного завоевания товарных рынков (разумеется, в рамках достижения определенных долей) могли бы способствовать приданию России уверенности в своем будущем.

В отличие от национальных интересов, угрозы экономической безопасности более изменчивы, в большей мере диверсифицированы и самое главное — не всегда предсказуемы, поскольку композиционное строение факторов экономического и социального развития, состояния природной среды находится в постоянном изменении. Поэтому даже при благоприятной ситуации, более или менее полном понимании национальных интересов, при описании внутренних и внешних угроз необходимо всегда специально анализировать непредсказуемые факторы, вызывающие возможные угрозы. Нужно всегда помнить одно из изречений древних философов: «Неожиданное встречается в жизни чаще, чем ожидаемое». Это справедливо не только в жизни каждого человека, но и всего общества, особенно когда финансовые рынки приобретают глобальный характер.

Источники:
Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности
Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности. В России понятие “национальной безопасности” вошло в теорию и практику лишь в 1991 году. Концепция “национальной безопасности” силу
http://helpiks.org/2-99982.html
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ: Система экономической безопасности включает в себя следующие семь блоков, соответствующих основным ее категориям и понятиям: Эти блоки состоят из соответствующих элементов. Вся система представлена в табл. 3. В Концепции национальной безопасности … — —
http://finlit.online/ekonomicheskaya-bezopasnost/struktura-sistemyi-15236.html

COMMENTS