Фильмы про науку

20 самых классных научно-фантастических фильмов 21-го века

20 самых классных научно-фантастических фильмов 21-го века

Фактрум публикует список, в котором вы найдёте наиболее значимые и культовые научно-фантастические киноленты последних лет по версии журнала «Rolling Stone».

Во многом недооценённый научно-фантастический шедевр Дэнни Бойла повествует о полёте космического корабля с символичным именем «Икар-II» к Солнцу, где экипаж, запустив в сердце угасающего светила огромной мощности бомбу, возвращает его к жизни. В отличие от ставших уже классикой «Соляриса» Тарковского и «Космической одиссеи 2001-го года» Стэнли Кубрика, фильм Бойла интересен не только философским сравнением космического полёта и путешествия в самого себя: в числе главных достоинств «Пекла» — зрелищность и лихо закрученный сюжет.

Фильм-дебют 26-летнего режиссёра Ричарда Келли, не может похвастаться лёгкой прокатной судьбой: «Донни» вышел на экраны практически сразу после событий 9/11, из-за чего остался незамеченным широким зрителем и едва смог отбить свой бюджет. Однако после выхода этой мрачной сюрреалистической притчи на DVD критики и зрители всё-таки обратили на неё внимание, в результате чего фильм получил довольно высокую оценку и тех, и других. Путешествия во времени, фаталисты в костюмах кроликов, неудачник Донни — чего там только нет, режиссёрский стиль Келли в хорошем смысле интригует, поклонникам жанра смотреть обязательно.

Прежде чем взяться за экранизацию классического сюжета о Годзилле, Гарет Эдвардс снял это минималистическое кино о том, как журналист и дочь его босса пытаются выбраться с территории, заражённой инопланетным вирусом. «Монстры» — один из самых недорогих фильмов подобного жанра в истории: сам режиссёр как-то признался, что «Монстры» стоили меньше $500 тысяч, при этом на съёмочной площадке были заняты лишь шесть человек, а съёмка велась на любительские камеры и зачастую практически без предварительной подготовки.

«Власть огня» представляет собой достаточно редкий образец смешения жанров фильма-катастрофы и фэнтези. Постапокалиптический Лондон 2020-го года терроризирует огромный дракон, разбуженный неосторожными строителями метрополитена, а героический бритоголовый охотник на драконов из Америки в исполнении Мэтью МакКонахи и мужественный лидер выживших британцев (Кристиан Бэйл) возглавляют борьбу с чудовищем — что ещё нужно зрителю для счастья?

Кровожадные инопланетяне против британских подростков — кто кого? Основной посыл триллера Джо Корниша сводится к тому, что только шпана с южных окраин Лондона может спасти человечество от гибели. Фильм сочетает в себе элементы молодёжной комедии и фильма ужасов, кроме того, поклонники блокбастеров 1980-х несомненно останутся довольны стилистикой киноленты, а также аллюзиями на некоторые приключенческие боевики того времени.

Сюжетом об огромном ужасном монстре сегодня вряд ли кого-то удивишь, однако в версии режиссёра Мэтта Ривза эта история всё же стоит просмотра, не в последнюю очередь благодаря красочным сценам разрушения многострадального Нью-Йорка, убедительной игре актёров, в числе которых Лиззи Каплан («Дрянные девчонки», «Мастера секса»), а также приёму «дрожащей камеры», который придаёт всему повествованию некую псевдо-документальность. Как символ бесконечного ужаса простых американцев перед неведомой кровожадной тварью, в фильме присутствует обезглавленная Статуя Свободы.

Кто сказал, что научная фантастика должна быть лёгкой и поверхностной? Дебютная работа математика Шейна Каррута в качестве кинорежиссёра точно не может этим похвастаться. При невероятно скромном бюджете (около $7000), специфических диалогах, переполненных физической терминологией и не самой простой проблематике фильм удивительным образом был тепло принят критиками и зрителями и даже получил статус культового. По версии сайта www.rottentomatoes.com, это один из лучших фантастических фильмов «для думающих людей».

Эксперимент гениального Стивена Спилберга в придуманном им самим жанре фильма-предвидения хочется пересматривать не раз и не два. Взяв за основу повесть Филипа Дика и добавив $102 млн в качестве бюджета, Спилберг снял философскую кинематографическую притчу о предвидении и предотвращении преступлений. Высокая зернистость и засвеченность плёнки, посторонние шумы и другие атрибуты созданного знаменитым режиссёром стиля надолго станут эталоном для будущих поколений кинотворцов.

Режиссёрский дебют сына Дэвида Боуи Данкана Джонса можно считать удавшимся: не слишком сложный (по меркам современного коммерческого кино) сюжет и темпы работы съёмочной группы («Луна» отснята всего за 33 дня) не отразились на зрелищности фильма.

В отличие от большинства современных научно-фантастических фильмов, в «Луне 2112» широко используются макеты объектов (лунной станции, космических аппаратов и т. д.), но к недостаткам фильма критики относят, прежде всего, не это, а недостаточно драматичную интригу (учитывая, что в картине полноценно занят лишь один актёр, это вполне закономерно). Тем не менее, фильм непременно понравится любителям жанра, в том числе редким для подобных кинолент вниманием к деталям и дотошностью.

В финальной части трилогии «Кровь и мороженое» автор сценария и режиссёр Эдгар Райт лихо жонглирует различными кино-штампами и жанрами, смешав удивительный коктейль из научной фантастики, триллера и комедии. Необходимо отметить также качественное музыкальное сопровождение и своеобразную подачу материала, обеспеченную, по признанию Саймона Пегга, сыгравшего в картине главную роль, тем, что создатели не пытались угодить вкусам целевой аудитории, а ориентировались исключительно на собственные инстинкты

Кинолента о гигантском монстре, несущем человечеству разрушение и смерть в масштабах отдельно взятой Южной Кореи. Научная фантастика с политическим подтекстом, основанная на реальных событиях, да ещё снятая перспективным Поном Джун Хо — что может быть лучше? Основой для фильма послужил инцидент с утечкой формальдегида с американской военной базы, произошедший в феврале 2000-го года. К сожалению, в России фильм так и не вышел в прокат, зато стал самой кассовой южнокорейской картиной за всю историю, заработав почти $90 млн.

Во всех фильмах с участием Скарлет Йоханссон обязательно присутствует невыразимая магия обаяния этой замечательной актрисы, даже если она играет роль операционной системы, как в случае кинолентой «Она». Сентиментальная постмодернистская история о писателе, влюбившемся в программу, вышла настолько естественной и живой, что при просмотре забываешь о том, что в основе сюжета лежат своеобразные отношения человека и искусственного интеллекта, и начинаешь искренне переживать за главных героев.

Путешествия во времени, ребёнок-индиго и Брюс Уиллис, смешать, но не взбалтывать — вот рецепт хорошего научно-фантастического кино. В работе над «Петлёй времени» режиссёр Райан Джонсон задействовал ту же съёмочную группу, которая трудилась над его предыдущими лентами, а главную роль исполнил Джозеф Гордон-Левитт, знакомый широкому зрителю по режиссёрскому дебюту Джонсона «Кирпич». «Петля времени», ставшая третьей работой режиссёра — фильм на редкость зрелищный и увлекательный, поклонники научной фантастики и Брюса Уиллиса будут в восторге.

Авантюрная затея режиссёра Джосса Уиодна перенести действие научно-фантастического блокбастера во вселенную своего телесериала «Светлячок» полностью удалась. Чтобы насладиться просмотром «Миссии» необязательно смотреть «Светлячок» — кинолента самодостаточна, зрелищна и с первого кадра приковывает внимание к экрану, в этом её главное достоинство. После просмотра вам непременно захочется продолжения, остаётся надеяться, что Уидон ещё вернётся к этой теме.

Основой для боевика Нила Бломкампа послужила его же псевдо-документальная короткометражная кинолента «Выжить в Йобурге», метафорически изображающая апартеид. Как и первоисточник, «Район» снят на родине режиссёра — в Южно-Африканской Республике. В оценке фильма критики и зрители практически единогласны: дебютный полный метр Бломкампу удался — фильм смотрится на одном дыхании и при этом не раздражает откровенными штампами и шаблонами.

Кинематографический кошмар для страдающих агорафобией (боязнью открытого пространства) за авторством Альфонсо Куарона потрясает своей реалистичностью и психологизмом повествования. Стоит отдельно отметить прекрасную работу дуэта Джорджа Клуни и Сандры Баллок, но главным действующим лицом всё же является абсолютная, всеобъемлющая, пугающая пустота, с которой сталкиваются герои фильма. Когда компанию тебе составляют лишь собственные не слишком радостные мысли и иссякающий запас кислорода — это действительно страшно.

Трогательный анимационный шедевр о похождениях маленького мусоропогрузчика никого не оставит равнодушным. В киноленте присутствуют намёки на классическую научную фантастику вроде уже упоминавшейся в этой подборке «Космической одиссеи 2001-го года», а циничными политическими шутками «ВАЛЛ-И» напоминает другую работу Кубрика — «Доктор Стрейнджлав». Хочется также отметить, что своей неуклюжей, но выразительной манерой передвижения главный герой несколько похож на персонажей Чарли Чаплина.

Снова шедевр в жанре научной фантастики и снова с красоткой Скарлетт Йоханссон в главной роли. Фильм снят Джонатаном Глэйзером по мотивам одноимённого романа Мишеля Фейбера. Образ инопланетянки, которая сначала охотится на землян, затем «перевоспитывается» и становится на сторону своих потенциальных жертв — одна из лучших ролей в карьере Йоханссон. В числе несомненных плюсов киноленты — роскошная «картинка», мастерский почерк режиссёра и превосходная игра актёров. Мнения критиков о фильме неоднозначны, но кассовые сборы не дают повода усомниться — стоящее кино.

Если у Кристофера Нолана есть Леонардо Ди Каприо и солидный бюджет ($160 млн), будьте уверены — фильм удастся, и картина «Начало» целиком и полностью это подтверждает. В добрых традициях Нолана, лента захватывает зрителя целиком и полностью благодаря потрясающим спецэффектам, тонкому психологизму происходящего на экране и множеству неожиданных поворотов сюжета. Больше — ни слова, смотреть обязательно!

Ещё одна кинолента, снятая признанным мастером триллеров Алфонсо Куароном. Основой сюжета послужил роман британской писательницы Филлис Дороти Джеймс. При всех талантах режиссёра и сильных сторонах первоисточника фильм провалился в прокате, но собрал довольно тёплые отзывы критиков всего мира.

Антиутопический прогноз Куарона настолько реалистичен и убедителен (чему не в последнюю очередь способствует замечательная игра Клайва Оуэна и Джулианны Мур), что от такого будущего хочется бежать без оглядки. Вне всякого сомнения — одна из лучших научно-фантастических кинолент об одном из самых мрачных вариантов развития человеческого общества.

Горе от ума: 10 увлекательных фильмов об учёных

Уже в этот четверг на экраны выходит «Игра в имитацию» — фильм с Бенедиктом Камбербэтчем в роли гениального английского математика, будущего изобретателя ЭВМ, Алана Тьюринга, расшифровывающего вместе с британскими спецслужбами секретный код «Энигмы» Третьего рейха. Картина получила восемь номинаций на «Оскар» и обещает быть одним из главных фильмов 2015 года, притом что одним из её серьёзных конкурентов в борьбе за премию стал фильм «Вселенная Стивена Хокинга», которая тоже посвящена биографии учёного. «Аррива» решила поддержать моду на науку и вспомнила ещё десятку фильмов о настоящих и вымышленных учёных, работающих над полезными и безумными изобретениями.

Режиссёр: Михаил Ромм.

В ролях: Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков.

Эта картина одного из величайших режиссёров советского кинематографа, Михаила Ромма, была признана лучшей по опросу журнала «Советский экран» в 1963 году. Действие картины происходит в начале шестидесятых на территории СССР. Молодой учёный Гусев, в исполнении Баталова, с головой погружён в проблемы ядерной физики. Несмотря на то что он попал под облучение во время одного из экспериментов, Гусев продолжает свою научную деятельность, понимая, какой именно вклад делает в науку (и оборону) своей страны. На помощь приходит его товарищ, которого блестяще сыграл Смоктуновский. Если в работе учёные поддерживают друг друга, то в личной жизни они соперничают за сердце девушки по имени Лёля.

Фильм сыграл важную роль для советского кинопроизводства на международном рынке. Он попал в международный кинопрокат и стал наглядной иллюстрацией оттепели в СССР не только для киносообщества, но и для обычного зарубежного зрителя.

Режиссёр: Георгий Натансон.

В ролях: Николай Черкасов, Элина Быстрицкая, Ефим Копелян, Софья Пилявская.

Надо сказать, что в Советском Союзе проблема противопоставления личного счастья и общественной пользы стояла очень остро. В пьесе Самуила Алёшина, по которой снят фильм, тоже поднимается этот вопрос. Опытный пожилой учёный Дронов трудится в новосибирской лаборатории над созданием двигателя, который будет работать по совершенно иным законам, чем все предыдущие. Постоянные неудачи на испытаниях в столице и резко ухудшившееся здоровье ставят исследование под угрозу.

И вот тут перед героем встаёт выбор: позаботиться о себе и отойти в сторону или всё же довести дело до конца и подарить народу новое чудо техники. Нетрудно догадаться, какой выбор сделал Дронов, учитывая, что фильм был снят на государственные деньги и одобрен руководством партии.

Режиссёр: Даррен Аронофски.

В ролях: Шон Гуллет, Марк Марголис, Памела Харт.

Эта чёрно-белая картина стала дебютной для тогда ещё молодого режиссёра Даррена Аронофски. Кто бы мог подумать, что спустя 15 лет он будет снимать масштабные блокбастеры вроде эпического фильма «Ной». Бюджет картины «Пи» составил чуть более 60 тысяч долларов, большую часть из которых собрали друзья и близкие Аронофски. Несмотря на более чем скромный бюджет, «Пи» получил приз за режиссуру в категории «Драматический фильм» на фестивале независимого кино «Сандэнс». История о мучительной череде попыток юного математика Максимилиана Коэна понять тайную закономерность чисел и осознать оформленный в цифрах закон всего сущего собрала в США более 3 000 000 $.

Несмотря на довольно скучное повествование и несвязную сюжетную линию, фильм обладает определённым магнетизмом и завораживает своим ритмом, раскачиваясь, как маятник. Условно сюрреалистическая манера повествования сменяется псевдодокументальной, и наоборот. От такого разброса зритель перестаёт понимать, к какому жанру относить эту картину. Судя по всему, именно такого эффекта и добивался 28-летний Даррен Аронофски.

Режиссёр: Лес Мэйфилд.

В ролях: Робин Уильямс, Кристофер МакДональд, Марша Гей Харден, Тед Левайн.

Единственная комедия в нашем серьёзном списке. В середине 90-х в Голливуде умели смеяться над любыми темами, даже над научно-фантастическими. Режиссёры снимали кино не только ради номинаций на «Оскар» или огромных кассовых сборов. Иногда снимали просто для людей.

Лес Мэйфилд снял историю о странном профессоре химии Филипе Брэйнарде, который на протяжении долгих лет безуспешно бился над одним изобретением. Венцом его творения оказался ошмёток зелёного желе по имени Флаббер. Несмотря на непрезентабельный вид, Флаббер обладает энергией невероятной мощности. Помимо этого, где-то внутри куска желеобразной субстанции скрывается разум. В один прекрасный день изобретение попадает в руки злодеев. «Флаббер» — доброе, весёлое кино, на котором выросло целое поколение детей. Если не видели его — посмотрите обязательно, окунитесь в тёплую атмосферу детского научного кино. А если видели — предлагаем вам ещё десятку отличных фильмов с Робином Уильямсом.

Режиссёр: Джо Джонсон.

В ролях: Джейк Джилленхол, Лора Дерн, Крис Купер, Крис Оуэн.

Роман, который был положен в основу сценария, носит название «Авиамоделисты», однако владельцы студии Universal решили, что такое название не принесёт много денег, и выбрали другой вариант. Сам по себе фильм получился интересным и в полной мере демонстрирует талант восходящей в тот момент звезды, Джейка Джилленхола.

Джейк играет Хомера Хикэма, сына шахтёра, который одним октябрьским вечером увидел в небе спутник. Тогда он понял, что построит свою ракету. Хикэм собирает команду единомышленников, и они начинают воплощать в жизнь свои мечты. Однако отец юного изобретателя совсем не разделяет их фантазий и строит свои планы на будущее Хомера. Интересно, что после успешного премьерного показа книга «Авиамоделисты» была переиздана. В новом издании она называлась «Октябрьское небо».

Режиссёр: Рон Ховард.

В ролях: Рассел Кроу, Эд Харрис, Дженнифер Коннелли, Кристофер Пламмер.

Главный герой картины «Игры разума» в исполнении Рассела Кроу — реально существовавший учёный, математик Джон Нэш, в 1994 году ставший Нобелевским лауреатом благодаря своим достижениям в области экономики. Фильм снят по одноимённой книге Сильвии Насар. Роман в 1998 году был номинирован на Пулитцеровскую премию, однако не получил её, а вот фильм стал обладателем четырёх «Оскаров» в номинациях «Лучший фильм», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучший режиссёр» и «Лучший адаптированный сценарий». Сам Джон Нэш присутствовал на съёмочной площадке, чтобы помочь актёрам вжиться в роли.

Фильм рассказывает историю длиной в пятьдесят лет: со второй половины 1940-х годов до конца 1990-х. При этом повествование периодически раздваивается — на реальность и на то, что принимает за реальность болезненное сознание гениального учёного. Говоря об этом фильме, нельзя не отметить актёрскую игру Рассела Кроу, который во время съёмок переживал самый плодотворный период в своей карьере. В данном случае он играл не просто учёного, а достояние нации, и вполне осознавал свою ответственность.

2004 год, Великобритания.

Режиссёр: Филип Мартин.

В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Майкл Брэндон, Том Ходжкинс, Питер Фёрт.

Британский телеканал BBC снял картину о самом начале карьеры живой легенды, физика Стивена Хокинга. Действие фильма происходит в Кембриджском университете. Развивать свой интеллект и постигать загадки Вселенной Хокингу мешает тяжёлый недуг, который позднее приведёт к параличу почти всего тела — боковой амиотрофический склероз (кстати, это именно та болезнь, на исследование которой собирали деньги в летнем Ice Bucket Challenge). Активность сохранял лишь указательный палец на правой руке Хокинга. Однако в Кембридже учёный упорно сопротивлялся БАСу. Болезнь не помешала ему сделать несколько важных открытий в теории «чёрных дыр», работать над «теорией всего» и постоянно заниматься популяризацией своей научной деятельности.

Великолепный артист Бенедикт Камбербэтч сумел не только передать некоторые внешние особенности поведения учёного, но и, кажется, проник в сознание человека, который благодаря неимоверной силе воли никогда не отчаивался и продолжал мечтать сделать что-то выдающееся в науке. Хокинг работает над своей теорией до сих пор, а новый фильм о нём должен выйти в прокат в конце февраля.

Режиссёр: Филип Хидель.

В ролях: Кристиан Оливер, Дин Степлтон, Юрген Джонс.

Эта дебютная картина Филипа Хиделя вызвала крайне неоднозначную реакцию со стороны как кинокритиков, так и обычных зрителей. Все сходятся только в одном: сценарная завязка интригует и даёт отличный старт всему фильму.

В богом забытой глуши, в горной лаборатории, самозабвенно работает доктор Франклин Вик. Он уже который год бьётся над феноменом смерти и бессмертия. Как это происходит? Каков конкретный механизм перехода через последнюю черту? Ответы на эти злободневные для доктора вопросы помогает искать несчастный студент-практикант Адам Шмидт. Раз за разом профессор убивает Адама и возвращает к жизни. Каждый новый эксперимент оказывается немного удачней. Однако глупо было бы рассчитывать, что, играя в игры со смертью, можно выиграть…

2009 год, США, Канада, Франция.

Режиссёр: Винченцо Натали.

В ролях: Сара Полли, Эдриан Броуди, Брэндон МакГибон, Симона Майканеску.

Двое супругов-учёных в результате генетического эксперимента создали существо, ДНК которого включает части ДНК человека и различных животных. В результате на свет появилось странное создание женского пола, которое весьма быстро росло и развивалось. Недолго думая, супруги решили воспитывать это «нечто» как своего ребёнка и дали ему имя Дрен.

Стоит напомнить, что в древнегреческой мифологии Химера — это мистическое существо с головой льва, телом козы и хвостом змеи. Как несложно догадаться, обычно Химера олицетворяет нечто невозможное, несбыточное. Успех этого фильма оказался столь же несбыточным, как его мифологический персонаж. Продюсер фильма Гильермо Дель Торо не смог угадать интересы целевой аудитории и, сняв кино за 30 000 000 $, сумел собрать во всём мире чуть больше 26 000 000 $.

Режиссёр: Майк Кэхилл.

В ролях: Майкл Питт, Стивен Ян, Кэра Сеймур, Брит Марлинг, Астрид Берже-Фрисби.

Молодой аспирант Иэн Грэй, в исполнении Майкла Питта, сидит в своей уютной нью-йоркской лаборатории и изучает разные аспекты эволюции сетчатки глазного яблока. В этом непростом деле ему помогает ассистентка Карен. В один из редких моментов, когда молекулярный биолог выбирается из лаборатории, он знакомится с загадочной красоткой Софи, и между ними закручивается настоящий тайфун страсти. Однако в тот самый момент, когда Иэн стоит на пороге важного открытия, Софи гибнет. Теперь целая череда событий, связанных с уникальностью рисунка на сетчатке глаза, утягивает главного героя в детективную историю.

Несмотря на обилие офтальмологических подробностей, фильм рассказывает довольно мрачную историю об одинокой душе «Доктора Глаза» и раскрывает скорее экзистенциальные аспекты нашей жизни, нежели научные.

Есть мнение, что фильмы о профессионалах — отличный способ освежить любовь к собственной работе, какой бы она ни была. Так что если все эти фильмы вы уже видели — у нас ещё есть хорошая подборка кино об актёрах. А если вы интересуетесь деятельностью настоящих учёных, исследователей и изобретателей — загляните в нашу рубрику «Наука и будущее».

Источники:
20 самых классных научно-фантастических фильмов 21-го века
С давних пор человечество упражняется в сочинении страшных сказок, но с появлением кинематографа это искусство вышло на совершенно иной уровень.
http://www.factroom.ru/facts/53242
Горе от ума: 10 увлекательных фильмов об учёных
Уже в этот четверг на экраны выходит «Игра в имитацию» — фильм с Бенедиктом Камбербэтчем в роли гениального английского математика, будущего изобретателя ЭВМ, Алана Тьюринга, расшифровывающего вместе с британскими спецслужбами секретный код «Энигмы»…
http://arriva.ru/publications/articles/28636/

COMMENTS